ИОАКИМ VI
Том XXIII , С. 167-169
опубликовано: 11 февраля 2015г.

ИОАКИМ VI

ибн Зияде († 1604, мон-рь вмц. Екатерины на Синае?), патриарх Антиохийский (1593 - нояб. 1603). Уроженец сел. Сисния (на границе совр. Сирии и Сев. Ливана). С 1575 г. занимал митрополичью кафедру г. Эмеса (Хомс), где в храмах Сорока мучеников и мч. Иулиана сохранились мн. рукописи с упоминаниями И. в колофонах; известна также икона из ц. мч. Иулиана с ктиторской надписью И. от 18 мая 1598 г. (Успенский Ф. И. Археологические памятники Сирии // ИРАИК. София, 1902. Т. 7. Вып. 2/3. С. 140).

По данным Антиохийского патриарха Макария III и др. летописцев, И. был возведен на престол после смерти патриарха Иоакима V Дау и через год междупатриаршества, т. е. в кон. 1593 г. Этому, однако, противоречит колофон 7101 г. (1 сент. 1592 - 31 авг. 1593) мон. Михаила, называвшего себя учеником И., о посещении г. Амида (ныне Диярбакыр, Юго-Вост. Турция) патриархом И. и митр. Баальбека Германом. Местный паша жестоко угнетал христиан, так что ситуация потребовала вмешательства патриарха и достижения договоренностей между пашой и И.

В 1593 г. Ближ. Восток посетило русское посольство, к-рое возглавлял Т. Коробейников, с царской милостыней вост. патриархам. Весной в К-поле Коробейников передал находившемуся там Халебскому митр. Макарию 910 золотых и 2 сорока соболей, к-рые причитались Антиохийскому престолу: 300 золотых - патриарху, 390 - 3 митрополитам и 6 епископам, 120 - архимандриту Сайднайского мон-ря (число архиерейских кафедр, видимо, было сообщено патриархом Иоакимом V во время его пребывания в Москве) и 100 - на раздачу нищим. После посещения Иерусалима Коробейников приехал в Дамаск, где 18 апр. 1594 г. И. вручил ему благодарственную грамоту для царя Феодора Иоанновича (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 6). Грамота была скреплена подписями патриарха и 14 архиереев на греч., араб. и сир. языках (это один из последних случаев употребления мелькитского каршуни - сир. письменности в среде православных). Большинство греч. подписей выполнено одной рукой. Т. о., грамота отражает не количество архиереев, находившихся в Дамаске весной 1594 г., а общее число епархий Антиохийской Церкви. В документе фигурируют кафедры Хомса, Латакии, Хамы, Мармариты, Триполи, Бейрута (2 последние занимал Анастасий ибн Муджалла, ближайший сподвижник Иоакима V), Аккара, Памфилии, Сайднаи, Баальбека, Эз-Забадани; единственный раз в истории Антиохийской Церкви названы епархии Бсиры, Сафиты и Схапитиса (последняя не локализуется).

Активной была церковно-адм. деятельность И. Он провел множество епископских хиротоний, в т. ч. Тиро-Сидонского митр. Игнатия Атыйи (впосл. Антиохийский патриарх Игнатий III). После смерти митрополитов Евхаит (1597) и Халеба (1599) И. разделил обезлюдевшую Евхаитскую епархию между престолами Хомса и Хамы, а Халебскую епархию против воли местных христиан передал под упр. митр. Мармариты Симеона. Крупнейшим событием Патриаршества И. стало основание в сент. 1602 г. правосл. мон-ря Баламанд близ Триполи.

Однако в целом И. плохо удавалось контролировать епархиальных архиереев, которые добивались рукоположения благодаря поддержке влиятельных мирян или османских властей и игнорировали патриаршие повеления. Свт. Мелетий I Пигас, патриарх Александрийский, в письме от апр. 1595 г. укорял И. за церковные нестроения в Антиохийском Патриархате, где епископы незаконно занимали по 2 или 3 престола и рукополагали священнослужителей за пределами своей епархии. Внутрицерковные проблемы Патриархата иллюстрирует ситуация в Бейруте: И. поставил Бейрутским митрополитом Парфения, но в источниках с 1594 по 1610 г. фигурирует др. Бейрутский митрополит - Иоаким, видимо пребывавший в расколе с патриархом.

В этот период на территориях Сев. Месопотамии, номинально входивших в состав Антиохийского Патриархата, почти не оставалось храмов и священников, христиане были оторваны от церковных центров, религ. представления населения деградировали. Летописи передают историю о том, как в эти области бежал уличенный в недостойном поведении дамасский мон. Ибн Каббаб. Пользуясь тем, что местные христиане никогда не видели архиереев, он выдавал себя за митрополита, проводил хиротонии и собирал подати. И. с трудом добился ареста самозванца, но тот, будучи доставлен в К-поль ок. 1599 г., принял ислам и тем самым избежал наказания. Вслед за ним обратились в ислам мн. христиане данного региона. Этот летописный рассказ - единственное письменное свидетельство прогрессирующего исчезновения христианства в верховьях Тигра и Евфрата. Пик этого процесса приходится предположительно на кон. XVI - нач. XVII в.

Несмотря на нестроения церковной жизни внутри Патриархата, И. вел активную внешнюю политику. В 1593 г. синайские монахи вопреки воле Александрийского патриарха Мелетия I избрали епископом некоего Лаврентия, к-рый получил посвящение от 2 епископов Антиохийского престола. Мелетий добивался низложения Лаврентия, указывая на неканоничность его поставления и уличая в связях с Римом. И., не желая конфликта со своими архиереями, поддержал Синайского епископа и ранее 1599 г. ездил в Иерусалим, где вместе с патриархом Софронием V провел Собор, подтвердивший рукоположение Лаврентия. Однако Мелетию удалось привлечь остальных патриархов на свою сторону и заставить Лаврентия принести покаяние, после чего он в 1600 г. был вторично поставлен на Синайскую кафедру.

После низложения Кипрского архиеп. Афанасия I, обвиненного в различных злоупотреблениях (1598), И., рассчитывая вернуть Кипр в юрисдикцию Антиохийской Церкви и ссылаясь на араб. апокрифические правила I Вселенского Собора, восстановил Афанасия в сане, чем усугубил конфликты внутри Кипрской Церкви. Против этого резко выступил Мелетий Пигас, выполнявший тогда функции местоблюстителя К-польского престола. Отношения 2 патриархов особенно ухудшились в сент. 1599 г., когда Мелетий угрожал И. извержением из сана.

В старости И. ослеп. Дамасская община, возглавляемая могущественным шейхом Георгием ибн Самуром, стала тяготиться правлением патриарха и подыскивать на смену ему более дееспособного лидера. Христиане Дамаска заставили И. рукоположить одного из христ. старейшин - Абд аль-Азиза ибн аль-Ахмара (в монашестве Дорофей) в сан «митрополита патриаршей кельи», к-рый фактически исполнял функции наместника патриарха. В нояб. 1603 г. И. был принужден сложить с себя сан и возвести Дорофея на Патриаршество (см. ст. Дорофей IV). Низложенный патриарх покинул Дамаск. По словам хронистов, не одобрявших такого вмешательства мирян в дела церковной иерархии, в ту ночь на город падали «огненные звезды» (вероятно, метеорный поток Леониды). Однако современники восприняли отречение патриарха спокойно, объяснив это состоянием его здоровья (известен соответствующий колофон мон. Абд аль-Карима Кармы (впосл. патриарх Евфимий II)). И. удалился в родное сел. Сисния, а оттуда направился в мон-рь вмц. Екатерины на Синае, рассчитывая на поддержку еп. Лаврентия. Патриарх умер по дороге, в Египте, или, по др. версии, в Синайском мон-ре, где и был похоронен.

Ист.: Abdallah ibn Trad. Mukhtasar ta'rkh al-'asa qifa. Bayru t, 2002. P. 28; Brayk M. Al-haqa 'iq al-wa fiya f ta'rkh baa riqat al-kansa al-'ana kiyya. Bayru t, 2006. P. 141-143 (рус. пер.: [Михаил Брейк]. Список антиохийских патриархов / Пер.: еп. Порфирий (Успенский) // ТКДА. 1874. № 6. С. 429-431); Павел Алеппский. Путешествие. С. 680-681; Патриаршие документы (1592-1735) // Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. Т. 2. С. 280-282, 285-288. (ППС; 58); Коробейников Т. Хождение, 1593-1594. СПб., 1889. С. 102. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)).
Лит.: Малышевский И. И. Александрийский патр. Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. Церкви. К., 1872. Т. 1. С. 632-633; Karalevskiy C. Antioche // DHGE. T. 3. Col. 639-640; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 6, 49-53, 77-78, 84; idem. Chronologie, 1250-1500. P. 41; Slim S. A. Balamand: Histoire et patrimoine. Beyrouth, 1995. P. 23-26; Walbiner C.-M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des griechisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664 nach einingen zeitgenössischen Quellen // Oriens Chr. 1998. Bd. 82. S. 115-116; Панченко К. А., Фонкич Б. Л. Грамота 1594 г. антиохийского патриарха Иоакима VI царю Федору Ивановичу // Монфокон: Исслед. по палеографии, кодикологии и дипломатике. М.; СПб., 2007. Т. 1. С. 166-184.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также